Ниндзюцу «искусство скрытности» — японское боевое искусство.
Считается, что тайные кланы ниндзя возникли в Японии одновременно с возникновением самурайского сословия в IX—XII веках. Прообразом ниндзя считаются секты горных отшельников ямабуси VIII века, исповедовавших направление буддизма школы Сингон. Ямабуси поощряли тяжёлые и изнурительные тренировки своих адептов, а также тщательно сохраняли собранные на протяжении веков знания по медицине, химии, астрологии. Ямабуси были приверженцами полного слияния с природой. Изначально тайные школы ниндзюцу не имели ничего общего с военными организациями ни по своей методике подготовки, ни по своей философии. Однако со временем произошли изменения.
Происхождение самого боевого искусства ниндзюцу связывают, как и большинство восточных искусств боя, с китайскими источниками. Однако термин «ниндзюцу» охватывает лишь немногие особенности искусства ниндзюцу, такие как утаивание, созидание и поддержание ауры таинственности. В функции ниндзя входило проникновение к врагу, совершение саботажа или убийства и возвращение после успешного завершения миссии.
Традиционно ниндзя выполняли роль наёмников, которые предлагали себя в качестве шпионов, наёмных убийц, диверсантов, политических провокаторов и террористов большим и маленьким правителям японской феодальной эпохи. Ниндзя предлагали свои услуги лишь тем, кто готов был за них платить. Семьи ниндзя представляли собой тесно сплочённые коллективы, интегрированные в более крупные группы — кланы. Посторонний человек практически не имел возможности присоединиться к такой группе и стать ниндзя, для этого нужно было родиться в семье профессионалов. Искусство и другие хитрости хранились под секретом и передавались только от отца к сыну. Раскрытие секрета означало смерть от руки ниндзя из того же клана.
Расцвет ниндзюцу пришёлся на период Сэнгоку Дзидай 1467—1568. На это время приходится пик феодальных войн, и тогда насчитывалось около 70 кланов ниндзя. Легенды о ниндзя тоже относятся именно к этому периоду. Документальные свидетельства подтверждают существование в эту эпоху школ Ига и Кога.
В японской культуре ниндзя часто противопоставляются самураям. Дело в том, что самураи превыше всего ставили идеалы воинского кодекса бусидо и в соответствии с ними стремились достойно сражаться и наилучшим образом подготовиться к смерти. Ниндзя исповедовали прямо противоположную философию. Главное для ниндзя — выполнить поставленную задачу, а так как основная их задача — разведка, то для успешного её выполнения необходимо было выжить любой ценой. Для ниндзя не могло быть запретных действий, не могли существовать какие-либо нравственные и религиозно-этические ограничения в методах ведения войны. Для достижения победы хороши любые средства, и ниндзя успешно все их использовали.
Ниндзюцу учит, что нельзя достичь состояния абсолютной безопасности. Всякое действие нарушает уже существующую в мире гармонию, тем самым вызывает сопротивление, порождает ответное действие, которое тем сильнее и опаснее, чем в большей степени нарушается установившийся баланс. Выход заключается в том, чтобы хорошо понимать, в чём нарушается гармония, и уметь минимизировать нежелательные последствия.
В основе учения всех школ ниндзюцу лежали три взаимосвязанных блока навыков и умений, которые вместе образовывали гибкую систему противостояния любой мыслимой опасности.
• Первый блок навыков можно охарактеризовать как искусство использования окружающей обстановки и специальных приспособлений для победы над противником. Сюда входило распознавание следов и скрытное передвижение, маскировка и преодоление преград, устройство засад и обман чувств противника. Цель тренинга заключалась в слиянии с миром посредством покорения 5 основных «стихий» - в китайском варианте - Земли, Воды, Дерева, Огня и Металла; в японском варианте - Земли (CHI), Воды (SUI), Огня (KA), Воздуха (FU) и Пустоты (Первооснова всего, KI. Нарабатывается на "Третьем блоке"). Воин, достигший такого слияния, становился невидимым и недосягаемым для противника, а искусство носило собирательное название тон-дзюцу — исчезновение путем подражания.
• Второй блок — искусство борьбы с вооруженным и безоружным противником. В этот блок входят два основных раздела:
Тай-дзюцу — искусство владения телом
Бу-дзюцу — работа с оружием
• Третий блок умений посвящен мобилизации внутренних ресурсов организма на основе так называемых «изменённых состояний сознания», достигаемых за счет специального психотренинга (Нинпо-миккё)
Кланы ниндзя: Ига — один из самых известных и влиятельных кланов. Подобное положение было достигнуто за счёт поддержки правительства Токугавы. Кога — вторая наряду со школой Ига наиболее влиятельная школа, также пользовавшаяся поддержкой Сёгуната. Кисю Фумэ Сада Момоти Фудзибаяси Нэгоро Сайга Кудзикири (кудзи кири, ри кудзи рю) — школа девяти рук. Широко употребляли кобудэра - моментальный гипноз. Тогакурэ Нэгиси Сирай Синто Хакуун Гэндзцу Рюмон Тэнтон Хаппо Готон Дзюппон
Традиционная экипировка ниндзя:
• Маскировочный костюм — синоби-сёдзоку, детали синоби-сёдзоку: уваги (куртка) и додзимэ (пояс), ига-бакама (штаны), дзукин (маска), тэкко (накладки на руки), кяхан или асимаки (ножные обмотки), таби (обувь-носки с отдельным большим пальцем), варадзи (сандалии) и уваппари (верхняя куртка) и нагабукуро («рюкзак» ниндзя).
• Переменное одеяние — Кавари-гомоно
• Амигаса — соломенная шляпа
• Доспехи
- Кусари-катабира (кольчужный доспех)
- Татами-гусоку (типы Кико и Куратагину) — легкий доспех.
• Щиты
- Тэцу-но камэ
- зигу-иташа
• Стрелковое оружие
- Фитильные (хинава-тэппо)
- Кремневые (хиути исидзю)
- Духовые (кукидзю) - духовое ружьё, представляет собой трубку, в которую вставляют стрелки (иголки, шипы)
- Вакидзаси-тэппо (ружьё, замаскированное под меч Вакидзаси)
- Ядатэ-тэппо (ружьё, замаскированное под футляр для кисти)
- Кисэру-тэппо (ружьё, замаскированное под курительную трубку)
• Пушка
- Мокухо («деревянная пушка»)
- Харинуки-дзуцу («трубка из папье-маше»)
• Зажигательные средства
- Огненные стрелы Хия
- Бохия — огненная палка
- Утихия — метательная зажигательная стрела
- Хидакэ — огненный бамбук
- Хисякэн («огненный сякэн»)
• Отравляющие средства
- Моппан
- Фуё-но оги
- Нэмуриби
- Кусагамэ
• Запалы и фитили
- Хокути, Хинава, Хиноки-Хинава, Такэ-хинава, Гудзин-хинава, Амэ-синоги-хинава, Амэ-хинава, Мидзу-хинава
• Мечи, копья, секиры, ножи
- Ниндзято, Синоби-гатана — меч ниндзя
- Танто — нож
- Конагината — короткая нагината
- Сибаки-яри — копьё
- Камаяри — копьё-серп
- Оно — секира
- Сикоми-дзуэ — скрытое оружие (мечи, ножи с прямым клинком, замаскированные под бытовые предметы)
• Когти
- Тэккокаги, Нэкотэ (кошачья лапа), сюко, асико (когти для ног)
• Кусари-кама — полусерпы с верёвкой и грузом или с цепью, Кама — серп
• Боевые шесты и дубинки
- Дзё, Сякудзё, Рокудзё, Сюмонкудзуэ, Бо, Ханбо, Косикирибо, Мимикирибо и т. д.
• Оружие переменной длины
- Мусубинава — верёвка с грузиком
- Кусари — цепь, другие названия (зависят от длины и грузиков): Кусари-фундо, Тама-гусари,Содэ-гусари, Кусари-дзюттэ, Рё-бундо и т. д.
• Метательные бомбы и гранаты
• Метательное оружие
- Ханкю (половинный лук) и Юмия (стрелы)
- Фукия (Фукибари) — стрельба отравленными стрелами из духового «ружья»
- Сюрикэны - метательные «звёзды» и «стрелки» ниндзя:
• Сякэн, «звездочка»: Санко, Дзюдзи, Роппо, Хаппо, Мандзи, Нагарэ-мандзи, Тэккан
• Бодзё-сюрикэн, «сюрикэн-палочка», типы: Босугата, Тантогата, Кугигата, Хэйтёгата, Харигата, Хасидзё, Кусабигата
• Утинэ, хотя это не совсем сюрикэн, а укороченная стрела с более тяжёлым наконечником, напоминает дротик для Дартс, но большего размера
- Цубутэ, Арарэ, Мэцубуси
• Приспособления для преодоления стен
- Синобикаги — посох с крюком на конце и петлями веревки вдоль посоха для ног
- Лестница (тобибасиго) — веревочная лестница с железным крюком на верхних концах
- Кагинава (кошка) — двойной, тройной и более железный крюк с верёвкой (иногда цепь)