Японский термин "каратэ" состоит из двух слов: "кара" (пустой) и "тэ" (рука). Вместе они образуют словосочетание "пустая рука". Имеется в виду техника рукопашного боя голыми (т.е. "пустыми") руками, а также ногами и всеми другими частями тела.
История каратэ берет начало в XIV веке на острове Окинава, наиболее крупном из островов архипелага Рюкю. Это длинная и сложная история, полная противоречий и неясностей. Чего стоят одни названия боевого искусства окинавцев: "тэ", "окинава-тэ", "то-тэ", "каратэ", "кэнпо", "кэнпо-дзюцу", "кэнпо-каратэ", "каратэ-дзюцу", "каратэ-до"... В отличие от дзюдо и айкидо, каратэ явилось творением не одного человека, а многих поколений учителей и учеников. Поэтому существующее в нем разнообразие школ и стилей не случайно. Так было, по существу, всегда.
Иероглиф "тэ", как уже сказано, означает "рука". Иероглиф "то" по-китайски читается "тан". Имеется в виду династия, правившая в Китае с618по917 годы. Следовательно, термин "то-тэ" переводится как "танская рука". Наконец, иероглиф "кара" (старый, потому что есть еще и новый, читающийся тоже "кара", но обозначающий "пустоту") использовался в прошлом в смысле "континент", то есть "Китай", "страна на материке". В этом отношении значения терминов "то-тэ" и "кара-тэ" совпадают. Но фактически, все три названия обозначали разные школы: чисто окинавского происхождения (тэ), китайского (то-тэ), окинаво-китайского (окинава-тэ). И только в первой половине XIX века все они соединились в понятиях "каратэ" или "кэнпо" (закон кулака).
Известные сегодня древнейшие истоки каратэ неясны из-за недостатка достоверных сведений. Большинство специалистов по традиции связывают их с Индией. Буддийский монах, получивший японское имя Дарумы (шире известен как Бодхидхарма), стал миссионером, который основал в Китае буддийскую секту дзэн. Умение сражаться было для бродячих монахов не столь уж редким, поскольку они часто подвергались опасности нападения диких животных и людей. Даже сам Гаутама Сидхарта был воином, прежде чем стал Буддой. Когда он создавал буддизм, то не видел противоречия в том, чтобы миролюбивый человек был также искусным в борьбе. Около 500 г. Бодхидхарма прибыл ко двору китайского императора By, где был тепло принят. Затем он отправился на север в монастырь Шао-лин (по-японски Сёриндзи) для обучения дзэну. Здесь он также преподавал свою систему рукопашного боя, названную Сёриндзи кэмпо. Формы китайской борьбы известны еще с 3000 лет до н.э. Бодхидхарма считается основателем китайского кэмпо главным образом в связи с введением медитативной практики йоги и дзэна и тем самым созданием известной сегодня более совершенной системы. Дзэн неразрывно связан с каратэ, и каждый мастер каратэ стремится обрести опыт озарения, изучая дзэн. Фактически все основные усовершенствования в Сёриндзи кэмпо вносились монахами. Так занятия монахов медициной привели к открытию жизненно важных точек человеческого тела, воздействие на которые можно было использовать не только для лечения, но также для наиболее эффективного поражения в кэмпо.
Из Китая кэмпо распространилось на север в Монголию, на восток в Корею и на юго-запад на Окинаву. Наконец, оно достигло Японии, где приобрело большую популярность в эпоху Камакура (около 1200 г.). Военное сословие самураев особенно привлекали формы борьбы и философия дзэна. Им импонировали мораль и мистицизм дзэна, но, главное, привлекал путь, на котором они обретали дисциплину, дающую огромную выносливость и превосходство в бою, психологическое преимущество, возможность самопознания и проникновения во внутреннее состояние противника.
В разные времена - например, в 1400 и 1609 г. на Окинаве - власти запрещали населению использовать оружие. Это стимулировало широкое изучение рукопашного боя для защиты против бандитов, а иногда и против властей. Однако сами школы, обычно находящиеся в храмах, держались в секрете, ибо при обнаружении они были бы уничтожены властями.
В ХХ веке каратэ Окинавы стало распространяться за пределы архипелага в двух основных направлениях: на Восток, через Гавайские острова в США, и на север, в Японию. Самую первую попытку познакомить японцев с каратэ предпринял окинавский мастер Асато Анко в 1886 году. Несмотря на то, что ему было уже 59 лет, он победил многих мастеров традиционных воинских искусств, включая Сакудзиро Ёкояма, сильнейшего дзюдоиста Кодокана после Сайго Сиро. Но блестящий успех Азато не вызвал никакого интереса у широкой общественности. В те годы японцы быстрыми темпами осваивали технические и культурные достижения европейской цивилизации, в связи с чем отечественные боевые искусства очень и очень многим казались ненужным хламом...
Вторую попытку предпринял окинавский врач Читосэ Цуёси (1889-1984) в 1915 году. Читосэ был учеником Кяна Чотоку, а в 1946 году он основал свой собственный стиль Чито-рю. Но в годы первой мировой войны его попытка тоже прошла незамеченной.
Третья попытка связана с именем Фунакоси Гитина, выступившего в 1917 году с демонстрацией техники каратэ в штаб-квартире Бутокукай (японского союза мастеров боевых искусств) в Киото.
Но подлинное распространение каратэ в Японии началось только в 1921 году, когда в Осака прибыл окинавский мастер Мотобу Тёки. Как утверждает "отец европейского каратэ" Анри Пле, "без Мотобу каратэ никогда не получило бы признания в Японии, где наставники боевых искусств относились к окинавскому "то-тэ" с глубоким пренебрежением.
В Японии приобрели популярность две основные разновидности каратэ. Первое из них можно назвать "направлением Мотобу Тёки" (подлинное, традиционное, боевое, делающее акцент на эффективность в реальном бою). Второе - "направлением Фунакоси Гитина" (модернистское, приспособленное к официальным требованиям, т.е. с акцентом на ритуал, эстетическую выразительность, воспитательное значение).
Мастер Фунакоси (1869 - 1957) в 15 лет начал изучать стиль Сюри-тэ. Его учителем сначала был сын Асато Анко, а потом и сам патриарх. Спустя 6 лет (в 1890 году) он поступил в обучение к Итосу Ясуцунэ.
С 19 лет Фунакоси работал учителем начальной школы. Кроме окинавского и японского языков он хорошо владел еще и китайским. Это был воспитанный, утонченный, вежливый человек, увлекавшийся поэзией (его литературный псевдоним "Сёто" означал "Сосны и волны"), философией и каллиграфией.
Приехав в Японию в 1922 году чтобы помогать Мотобу Тёки, Фунакоси остался здесь навсегда. Свои усилия он направил на создание клубов каратэ в университетах. Однако он сам, а также то искусство, которое он пропагандировал, пользовались значительно меньшей популярностью по сравнению с "Мотобу-кэнпо". Его время пришло после возвращения соперника на Окинаву в 1936 году.
В том же году Фунакоси создал свою собственную организацию (Сётокай), открыл собственное додзё (Сётокан), издал свою книгу "Каратэ-до кёхан", в которой изменил название окинавского боевого искусства. Вместо иероглифа "китайский" (кара) он употребил иероглиф "пустой" (читающийся тоже "кара") и добавил слово "до" (путь). Так вместо "танской", "китайской" или "окинавской руки" появился "путь пустой руки". Одновременно Фунакоси объявил о создании стиля Сётокан-рю (Школа клуба "Сосны и Волны").
В 1949 году ассоциация Сётокай была преобразована в общенациональную организацию - Японскую ассоциацию каратэ (ЯАК). Ее почетным президентом стал 80-летний Фунакоси, а исполнительным директором Обата Исао (в 1955 году их сменили Накаяма Масатоси и Нисияма Хидэтака). Своей целью руководители ЯАК, где одну из первых ролей играл сын Фунакоси Гичина по имени Ёситака, поставили создание нового каратэ. Им требовалось "свое" каратэ, основанное на новых традициях, новой технике, новых методах тренинга. Старые ката были изменены. Но самое главное изобретение "авторитетов" из ЯАК, это такие поединки, в которых запрещен реальный удар. Отныне его надо было лишь "обозначать", но ни в коем случае не доводить дело до жесткого контакта. Было с умным видом заявлено, что умение вести поединок по таким правилам является свидетельством высшего мастерства - мастерства самоконтроля!
На самом же деле, независимо от того, какими намерениями вдохновлялись авторы данного новшества (а стремились они к обузданию человеческой агрессивности), "их" каратэ очень быстро выродилось в гимнастику. Впрочем, каратэ Фунакоси было ею с самого начала, достаточно вспомнить ту оценку, которую дали ему эксперты Бутокукай в 1917 году - "танцор". Ояма Масутацу выразился по этому поводу не менее резко: "Фунакоси не был способен научить ничему, кроме гимнастики". Мнение Оямы особенно значимо потому, что он 2 года (в 1938 - 40) тренировался под руководством Фунакоси Гичина и Ёситаки.
Каратэ сегодня - это боевое искусство, рационально использующее все, что доступно человеческому телу в целях самозащиты. В современных стилях преобладают удары и блоки. В традиционных наряду с ними широко представлены захваты, вывихи, броски, удушения, толчки, подножки, подсечки. Бросково-болевая техника "старого" каратэ во многом аналогична технике айки-дзюцу и дзю-дзюцу.
Традиционное каратэ должно было обеспечить максимальную эффективность на всех дистанциях: дальней (расстояние удара стопой), средней (расстояние удара кулаком), ближней (дистанция захвата за корпус) и в любой ситуации: стоя, на коленях, сидя, лицом к лицу, сбоку, при нападении сзади, с оружием, без оружия, с одним противником, с несколькими и т.д.
Правильное использование техники каратэ требует соблюдения ряда принципов, таких как "кимэ" (соединение силы тела с силой духа), "хара" (соединение внутренней энергии с силой мышц бедер, живота и поясницы), "дачи" (правильной позиции), а также целого ряда других. Все они постигаются длительной упорной практикой "ката", формальных комплексов, в которых зашифрована вся техника и, что гораздо важнее, вся "идеология" традиционных школ. В традиционном каратэ Окинавы ката и кумитэ (вольный бой) были сбалансированы. Одно предполагало другое. В современном каратэ произошел явный сдвиг в сторону ката. Если трактовать каратэ как искусство самозащиты (чем оно и являлось по крайней мере 500 лет), то одной только практикой ката его не постичь: "В реальном бою я познал эффективность. Эффективность, это умение убивать как можно быстрее" (Мотидзуки Минору)...
Общее число стилей каратэ сегодня неизвестно, то ли их несколько сотен, то ли более тысячи. Можно лишь сказать, что по своей сути любой современный стиль так или иначе связан с одним из четырех направлений: кэнпо-каратэ (боевым искусством китайско-окинавского происхождения), каратэ-дзюцу (японской боевой версией в духе Мотобу), каратэ-до (японской философско-педагогической версией в духе Фунакоси), спортивным каратэ (полуконтактным или контактным).