Кунг-фу или гун-фу — китайский термин, часто используемый как синоним китайских искусств боя. Его оригинальное значение необязательно связано с боевыми искусствами. В дословном переводе с китайского языка, гун — работа, фу — человек. Таким образом, кунг-фу — это любое приобретённое мастерство или достижение, полученное в процессе упорной работы за длительный промежуток времени, в том числе и в искусстве владения своим телом, разумом и энергией с целью получения превосходства в рукопашном бою.
Сам термин «кунг-фу» появился лишь в XX веке. Ни в одном из классических китайских текстов это название не встречается ни разу. Боевое искусство обозначались в китайских текстах как "у-и" и изредка как "у-шу".
Считается, что основателем кунг-фу как боевого искусства является индийский монах Бодхидхарма, известный в Китае как Дамо. Согласно легенде, он был принцем из Южной Индии, но отказался от королевского титула и наследства, избрав для себя простую жизнь буддийского монаха. Он много путешествовал по Индии, проповедуя и распространяя учение буддизма. В те времена индийские монахи часто путешествовали в Китай, распространяя буддийское учение.
В 520 году н. э. Бодхидхарма покинул Индию и отправился в Китай. Там он обосновался в монастыре Шаолинь. Местные монахи показались ему физически слабыми и неспособными выдерживать аскетическую жизнь буддистов. Тогда он предложил монахам комплекс физических упражнений, чтобы укрепить здоровье и выносливость монахов. Упражнения оказались очень эффективными и монахи стали регулярно проделывать их, доводя свои умения до совершенства.
Постепенно на основе этих физических упражнений монахи разработали систему самообороны, чтобы защитить себя от бандитов и грабителей, которых в средневековом Китае было достаточно.
«Настоящее кунг-фу — это не просто боевое искусство...» (Вон Кью-Кит).
В настоящее время считается (прежде всего теми, кто так или иначе практикует кунг-фу), что кунг-фу — это не столько боевое искусство, сколько мировоззрение и образ жизни, позволяющие управлять своим здоровьем, раскрывать свои способности и добиваться благополучия в различных жизненных областях.
Стоит отметить, что сами понятия кунг-фу и ушу сейчас часто приравниваются и считаются одним и тем же. Однако, в настоящее время ушу является китайской спортивной гимнастикой с псевдобоями (танцами), в то время как кунг-фу остается традиционным видом китайских боевых искусств. В более древние времена эти понятия действительно означали одно и то же.
Ушу — это общее название для всех боевых искусств, существующих в Китае. В разное время для этой же цели использовались разные термины — уи , гошу и т. п. — поэтому искать в написании какой-то глубокий философский смысл абсолютно неправильно.
Есть мнение, что Каларипаятту, привезенное Чжэн Хэ из Индии в Китай, послужило основой для Ушу.
Другие названия:
• Ву-шу, ву-ши, у-ши — неправильная транскрипция.
• Кун-фу (на кантонском наречии), Гун-фу (на официальном китайском) — буквально «работа над собой/тренировка», так же означает результат упорных тренировок, в Гонконге применяется для обозначения у-шу, используется также вариант кунг-фу.
• Го-шу — буквально «искусство страны/национальное искусство»; термин, использовавшийся для обозначения китайских боевых искусств во время Китайской республики, в настоящее время употребляется на Тайване.
• У-и — буквально «боевое искусство», старый термин времён императорского Китая.
• Цюань-фа (буквально «кулачные методы») или Цюань-шу (буквально «кулачное искусство») — один из разделов у-шу, иногда это слово используется как синоним всего у-шу. Что любопытно, те же самые иероглифы используются в слове кэмпо, являющемся японским прочтением названия цюань-фа, использующимся в сочетании кэмпо-каратэ для названия звериных стилей окинавского каратэ, происходящих от ушу.
В русском языке сложилась традиция определять термином «кунгфу» боевое искусство, а термином «ушу» — комплекс гимнастических упражнений; хотя они, по сути, составляют единую, целостную систему физического и духовного совершенствования. Согласно полушутливому определению, «кунгфу — это ушу, выполняемое в быстром темпе».
Существуют сотни стилей ушу. Исторически существовали следующие попытки классификации:
• Классификация по принципу «Север-Юг». Бытует мнение, что, якобы, для северных стилей характерны широкие, высокие позиции, большое количество ударов ногами, многочисленные перемещения, в то время как южные стили характеризуются низкими позициями, малоподвижностью, упором преимущественно на действия руками. Однако существует много стилей как на севере, так и на юге Китая, которые абсолютно не укладываются в эту схему.
• Классификация по трём центрам возникновения («Шаолинь, Удан, Эмэй»). Легенды утверждают, что, якобы, существует три центра возникновения стилей ушу: буддийский монастырь Суншань Шаолинь в провинции Хэбэй, комплекс даосских храмов в горах Удан в провинции Хубэй, и буддийские и даосские монастыри в горах Эмэй в провинции Сычуань. Однако в эту схему абсолютно не вписываются многочисленные стили, не происходящие ни из одного из этих трёх центров.
• Классификация по долинам трёх рек («Хуанхэ, Янцзы, Чжуцзян»). Эта классификация была создана в основанной в 1909 году в Шанхае Ассоциации "Цзинъу", впервые предпринявшей попытку систематического научного изучения ушу. Однако в данную схему не укладываются стили, распространённые в регионах, через которые ни одна из этих рек не протекает, да и само сведение стилей в группы выглядит довольно искусственным.
• Разбиение на стили, предпочитающие ведения боя на дальней дистанции — «чанцюань», и стили, предпочитающие ведение боя на короткой дистанции — «дуаньда» (短打). В эту схему не укладываются многочисленные стили, в которых бой ведут как на длинной, так и на короткой дистанции.
Ушу-таолу ("комплексы ушу") — это вид спорта. Участники соревнуются в выполнении комплексов движений, составленных из движений различных стилей ушу с добавлением акробатических элементов; оценки выставляются за сложность движений, чёткость их выполнений, театральность исполнения и т. п. Помимо соревнований по исполнению комплексов в одиночку, существуют также такие виды соревнований, как командное исполнение комплексов и постановочные поединки (дуйлянь).
• Чуаньтун-таолу ("традиционные комплексы") - раздел, принятый в России в соответствии с ЕВСК (Единой Всероссийской спортивной классификации). Участники, так же, как и в Таолу, соревнуются в выполнении комплексов движений, стилизованных под виды Традиционных Школ Китайского Ушу. В России принято выполнять эти комплексы так же с добавлениями не типичных для стиля акробатических элементов, пробежек. Оцениваются выступления с использованием тех же критериев, что и в Таолу. От спортивного Таолу этот вид отличается большим количеством номинаций (стилей Ушу) и большим количеством используемого Традиционного оружия. Не имеет отношения к Традиционному Ушу, в общепринятой мировой трактовке.
Саньда — свободный контактный поединок. Поединок проводится в полный контакт. Спортсмен облачен в защитную экипировку, включающую: шлем с защитой подбородка и висков, капу (загубник), боксерские перчатки (вес перчаток в зависимости от весовой категории участника), нагрудник (жилет), защиту от удара в пах. Возможно бинтование голени и бедер (по медицинским показаниям).
Все участники распределяются в зависимости от весовых категорий. Оцениваемая техника: удар ногой в голову или по корпусу (2 балла), удар рукой в корпус или голову (1 балл), удар ногой в бедро (1 балл). Разрешена бросковая техника. Время в захвате не более 4 секунд. Оценивается следующим образом: бросок противника, спортсмен остается на ногах — 2 балла. Бросок с падением сверху — 1 балл. Разрешены подсечки. Борьба в партере запрещена. Схватка проводится минимум два раунда по 2 минуты. Возможен третий раунд. Если открыт счет (нокдаун) оценивается и техника (удар, бросок) и нокдаун (2 балла). Спортсмен выигрывает схватку, если: отправляет противника в нокаут, выигрывает два раунда, противник дисквалифицирован либо выбывает из-за травмы. Спортсмен выигрывает раунд, если: противник получил два нокдауна в раунде, сумма штрафных баллов у противника более 6, ввиду подавляющего технического превосходства, два выхода за пределы площадки. Запрещенные действия: удары коленом, локтем, в основание черепа (затылок), пах, позвоночник. Борьба в партере. Штрафы: замечание (1 балл противнику), предупреждение (2 балла противнику), выход за площадку (2 балла противнику). Больше двух выходов за площадку — раунд проигран. Больше двух нокдаунов в раунде — раунд проигран, больше 3 за бой — проигран бой.
Туйшоу ("толкающие руки") — тренировочное упражнение, применяемое в тайцзицюань для развития чувствительности. В соревнованиях по туйшоу спортсмены должны без использования захватов и ударов заставить противника выйти за пределы круга или упасть на землю.
Шуайцзяо — борьба, чьи истоки восходят к видам борьбы кочевых народов монгольской степи. Современный вид эта борьба приняла во времена династии Цин, когда при императорском дворе существовал специальный батальон, предназначенный для борцовских соревнований на императорских пирах, в который отбирались лучшие борцы со всей маньчжурской армии. По традиционным правилам побеждает тот, кто в трёх схватках дважды свалил противника ("схватка" - это борьба до тех пор, пока кто-нибудь не окажется на земле). Борцы одеты в жёсткие куртки с короткими рукавами, плотно прилегающие к телу, длинные штаны и обувь. Разрешены захваты за края рукавов, полы и воротники куртки, за пояс; можно хватать за ноги, но нельзя захватывать только штаны. При проведении бросков с использованием ног можно наносить удары ногами по ногам в зону от стопы до колена (исключительно).
Стили традтционного УШУ:
• Багуачжан - Ладонь Восьми Триграмм
• Баймэйцюань - Кулак Баймэя
• Байхэцюань - Кулак Белого журавля
• Бацзицюань - Кулак Восьми Пределов
• Вин чун - Вечная весна
• Гоуцюань - Кулак собаки
• Гунлицуань - Кулак внутренней и внешней наработки
• Дуаньдацюань - Кулак коротких ударов
• Илицюань
• Ицюань - Кулак воли он же Дачэнцюань Кулак Великого достижения
• Инчжаоцюань - Кулак орлиных когтей
• Люхэбафацюань - Кулак шести взаимосоответствий, восьми методов
• Люхэцюань - Кулак носящих шапочку-шестиклинку
• Лянъицюань
• Мицзунцюань - Кулак потерянного следа, он же Яньцинцюань Кулак Янь Цина
• Мэйхуачжуан - (Кулак на столбах сливы мэйхуа
• Пигуацюань - Кулак рубок и подвешиваний
• Саньхуанпаочуй - Пушечные удары Трёх императоров
• Синъицюань - Кулак оформленной воли
• Синьилюхэцюань - Кулак сердца, воли и шести взаимосоответствий
• Синьицюань - Кулак сердца и воли
• Суньбиньциань - Кулак полководца Сунь Биня
• Тайцзицюань - Кулак Великого предела
• Тайцзуцюань - Кулак императора Тай-цзу
• Танланцюань - Кулак богомола
• Таньтуй
• Тунбицюань - Кулак выбрасывания силы сквозь руки
• Тунбэйцюань - Кулак сквозной подготовки
• Уцзуцюань - Кулак пяти предков
• Уцзяцюань - Кулак семьи У
• Фаньцзыцюань - Переворачивающийся кулак
• Хоуцюань - Кулак обезьяны
• Хуацюань - Кулак Хуа Цзуна
• Хуацюань - Расцветающий кулак
• Хунцзяцюань - Кулак семьи Хун
• Хунцюань - Красный кулак, или Кулак Хуна
• Хуцюань - Кулак тигра
• Хэцюань - Кулак журавля
• Цайлифо -Кулак школ Цай, Ли, Фо
• Цзиньшицюань - Кулак золотого льва
• Чацюань - Кулак Ча-мира
• Чанцзяцюань - Боевое искусство семьи Чан
• Чоцзяоцюань - Кулак втыкающихся стоп
• Шаолиньцюань - Кулак монастыря Шаолинь
• Шуайцзяо
• Шэцзяцюань - кулак народности шэ
• Юнчуньцюань - Кулак Вечной Весны