Тхэквондо или «тхэквон-до», «таэквон-до», «тэквондо», «таэквондо», «таеквондо» — корейское боевое искусство.
В 1955 году генерал-майор Чой Хон Хи взяв за основу несколько школ борьбы, создал тхэквондо. Слово «таэквондо» складывается из трёх слов: «таэ» — нога, «квон» — кулак, «до» — искусство, путь(тхеквондо — путь ноги и кулака). По определению Чой Хон Хи, «таэквондо означает систему духовной тренировки и технику самообороны без оружия, наряду со здоровьем, а также квалифицированным исполнением ударов, блоков и прыжков, выполняющихся голыми руками и ногами для поражения одного или нескольких соперников». Таэквондо, в отличие от других боевых искусств, характеризуется большим количеством высоких прыжков с ударами ног.
Способность к эффективным техническим действиям в большей степени зависит от сохранения правильного положения тела. Правильное же положение тела обусловлено выбором подходящей в данной ситуации стойки. Стойка в тхэквондо главным образом связана с положением нижней части тела, которая является основой для верхней части тела. Основной момент в каждой стойке (за небольшим исключением) заключается в том, что спина должна быть выпрямлена.
Стойка применяется в поединках. Ноги стaвятся широко, тело повёрнуто в сторону, уменьшая при этом цель поражения, a руки защищают протектор (живот).
В тхэквондо удары руками исполняются на короткой дистанции — стоя, в прыжке, в крутящемся положении или в нападении. Нанесённые быстро по отдельности, или в комбинациях, они могут вывести соперника на некоторое время из оборонительной позиции и сделать его уязвимым. Их можно разделить на два типа:
Удары кулаком:
• чон-гвон — удар согнутыми указательным и средним пальцами в верхнюю часть тела.
• чон-гвон чиреуги — удар кулаком вперёд.
• сан-гвон чиреуги — удар обоими кулаками одновременно.
• тычибо чиреуги — перевёрнутый удар кулаком.
• сево чиреуги — удар кулаком снизу вверх.
• умджи — удар кулаком с выпирающим большим пальцем.
Удары открытой рукой:
• судо ёп тхэриги — удар ребром ладони со стороны.
• риквон тхэриги — удар обратной стороной кулака.
• судо ануро тхэриги — удар ребром ладони.
• сонкаль — нанесение удара открытой ладонью сверху вниз.
• чоумук — нажатие пальцев на болевые точки.
• ап палькуп тхэриги — параллельный поверхности удар локтем.
Удары ногами:
• тимио-ап-чаги — прямой удар ногой в воздухе в грудь или в голову.
• ап-чаги — удар мыском заднестоящей ноги в уровень живота, также при хорошей растяжке наносится в голову.
• Юп-чаги-поднимаем ногу закрывая ей тело, когда ударяем делаем реверс с раскрытием таза.ударяем боком стопы.
• долио-чаги — боковой удар передней/задней ногой наносится подъемом стопы.
• момдоллё-чаги — удар носком переднестоящей ногой выполняется с разворотом на 360 градусов через спину, наносится как в туловище так и в голову.
• ти-чаги — удар плоскостью стопы производится заднестоящей ногой с разворотом через спину, мысок должен смотреть вниз.
• миро-чаги — удар плоскостью стопы заднестоящей ногой проводится в корпус, похож на толчок, но является очень сильным ударом.
• ху-рио-чаги — удар с разворотом через спину, проводится в голову пяткой, мысок смотрит в сторону противоположную направлению удара.
• нэрё-чаги — производится замах ноги на уровень головы или выше и производится резкий удар сверху вниз в корпус или голову пяткой, мысок смотрит вверх.
Ануро и бакуро — направление замаха ноги снаружи или изнутри соответственно.
• куасоге-йопчхаги — стойка во время удара не меняется, производится за шаг задней ноги за переднюю сзади, затем бьёт передняя нога, удар производится полной плоскостью стопы в район туловища или головы, мысок смотрит параллельно полу.
Приставка «твио-» означает, что удар производится в прыжке.
• твиодолё-чаги — вынос задней ноги и затем резкий удар и перескок на другую ногу, всё делается в прыжке, сам удар получается в воздухе.
• твионэрё-чаги — вынос задней ноги как можно выше и производится удар нерё в голову.
Приставка «твитула-» также означает, что перед ударом будет вынос задней ноги, однако данные удары выполнить может только человек, хорошо владеющий своим телом, имеющий хорошую координацию и технику, данные удары выполняют в основном мастера и кандидаты в мастера спорта, а также при сдаче на 1-й дан чёрный пояс.
• твимё-твит-чаги — вынос задней ноги разворот на 180 градусов, затем производится удар в голову или корпус, во время удара делается полный оборот вокруг своей оси, вынос ноги производится резко и само вращение и удар происходят в воздухе.
• твимё-хурё-чаги — вынос задней ноги, разворот и удар хурё в голову, полный разворот с ударом получается на 540 градусов, удар достаточно сложный, перед его выполнением спортсмены должны выполнить комплекс упражнений на разогрев мышц и связок всего тела. Перед тем как выполнять удар, необходимо убедиться, что мышцы, суставы и связки тазобедренной области, ног и поясницы хорошо разогреты и растянуты.
Блоки ставятся руками, коленями и ногами, чтобы отбить удары противника. Чтобы начать блок, нужно предвидеть вид и направление его атаки. Первое, что необходимо запомнить для изучения основных блоков и их применения, это то, что рука, блокирующая атаку противника, должна начинать свое движение почти одновременно с движением его руки или ноги.
• ан пальмок ёпмаки — блок внутренней стороной руки.
• баккат пальмок хадан маки — сметающий блок.
• баккат пальмок чукьё маки — восходящий блок.
• сань баккат пальмок маки — блок двумя кистями.
• баккат пальмок заньдан маки — блок сверху.
• баккат пальмок хэчьё маки — блок клином.
• ан пальмок дольё маки — круговой блок внутренней стороной руки.
• сань зудо маки — рубящий блок ребром ладони.
• пальмок даэби маки — защитный блок рукой.
• зудо даэби маки — защитный блок ребром ладони.
• ан мурёп маки — блок коленом вовнутрь.
• баккат мурёп маки — блок коленом в сторону.
• пакат маки — блок рукой защищающея плечо.
Принцип изучения боевого искусства на основе пхумсе состоит в том, что повторяя его много раз, практик приучает свое тело к определенного рода движениям, выводя их на бессознательный уровень. Таким образом, попадая в боевую ситуацию, тело работает «само» на основе рефлексов, вложенных многократным повторением пхумсе. Также пхумсе безусловно обладают медитативным воздействием. Совершенствуя свои движения, практик таким образом укрепляет не только тело, но и (боевой) дух.